Основные понятия

Что такое Киотская конвенция?

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее - Киотская конвенция), была  заключена в Киото в 1973 г. В 1999 г. в Брюсселе ВТО была одобрена новая редакция Конвенции, которая вступила в силу 03.02.2006 г. В преамбуле к Киотской конвенции говориться, что ее цель - это нахождение баланса между интересами международной торговли и задачами национального таможенного контроля.

Структурно Киотская Конвенция состоит из текста Конвенции, а также текста Генерального и Специальных приложений. В тексте самой Конвенции только излагаются ее цели и принципы их достижения. Генеральное приложение содержит базовые принципы и подходы к таможенному регулированию. Принятие Генерального приложения к Конвенции является обязательным для присоединяющейся к Конвенции страны. В специальных приложениях отдельно описываются этапы, а также объекты и субъекты таможенного контроля, таможенные режимы. При присоединении к Конвенции договаривающаяся сторона вправе принять любое из них, либо вообще не принимать ничего из Специальных приложений. В формулировках Специальных приложений не оговаривается применение либо неприменение мер нетарифного регулирования ВЭД, то есть положения Конвенции не препятствуют применению национального законодательства в отношении запретов и ограничений на товары. Помимо этого ВТО обобщила наиболее передовой и эффективный международный опыт таможенного администрирования и изложила его в Рекомендациях к Генеральному приложению и к Специальным приложениям, которые, впрочем, не являются обязательными для исполнения.

Основные цели Конвенции:

  • осуществление программ, направленных на постоянное совершенствование и повышение эффективности таможенных правил и процедур;
  • предсказуемость, последовательность и открытость при применении таможенных  правил и процедур;
  • предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации, относительно законов, нормативных правовых и административных актов по таможенному делу, таможенных правил и процедур;
  • применение современных методов работы, таких как контроль на основе управления рисками и методов аудита и максимальное практическое использование информационных технологий;
  • сотрудничество с другими национальными органами власти, таможенными службами других государств и торговыми сообществами, во всех случаях, где это необходимо;
  • внедрение соответствующих международных стандартов;
  • обеспечение беспрепятственного доступа заинтересованных сторон к процедурам рассмотрения в административном и судебном порядке.

 

Положения Конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, на основе которых национальное законодательство должно вырабатывать конкретные правила регулирования тех или иных процедур.

Достижение поставленных целей авторы Конвенции видят в  упрощении таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров. Причем вся эта работа должна производиться в рамках постоянного, открытого и эффективного взаимодействия государства и бизнеса.

В соответствии с философией Конвенции таможенный контроль как способ обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства и соблюдения предписаний других подзаконных и нормативных актов должен осуществляться при максимальном облегчении условий и соблюдения интересов международной торговли.

В связи с объективной ограниченностью ресурсов таможенной службы таможенный контроль должен ограничиваться минимумом, необходимым для достижения основных целей, и должен осуществляться на основе выборочности и при максимально возможном применении методов управления рисками. Таким образом, таможенные органы смогут использовать имеющиеся ресурсы с наибольшей эффективностью и смогут сосредоточить свои усилия на наиболее уязвимых операциях и поставках. Использование в этих целях систем анализа и управления рисками позволит таможенным органам, сосредоточить внимание на областях повышенного риска, повысить возможности выявления таможенных правонарушений, и в противовес этому позволит предоставить законопослушным участникам внешней торговли более благоприятные и щадящие условия.

Для совершенствования таможенного контроля таможенные службы должны, где это возможно, использовать информационные технологии. Областями применения информационных технологий могут быть сбор и обработка данных, документальный контроль, система управления рисками и т.п. Применение информационных технологий должно быть эффективно и экономически выгодно.

Необходимо отметить, что по условиям Конвенции не просто допускается, но приветствуется установление договаривающейся стороной Конвенции в своем национальном законодательстве, касающемся таможенного регулирования, более благоприятных условий, чем предусмотрено в Конвенции.

Анализ Киотской Конвенции приводит к парадоксальным выводам. С одной стороны в российском законодательстве нашли свое отражение большинство норм и принципов заложенных в Конвенции. С другой стороны, российская практика таможенного администрирования еще бесконечно далека от духа партнерства во взаимоотношениях между таможенными органами и бизнесом. Сегодня эти взаимоотношения пока больше напоминают противостояние, а главной проигравшей стороной этих противостояний становятся российская экономика и российское общество.

К списку